Проект низконапорного гидроузла в Нижегородской области не может быть альтернативой достройке Чебоксарской ГЭС

Проект строительства низконапорной плотины в районе поселка Большого Козино (Нижегородская область), предлагаемый нижегородскими властями для ликвидации мелководного участка и решения проблемы судоходства на Волге, не может быть полноценной альтернативой завершению строительства Чебоксарской ГЭС. Такой вывод в ходе подготовки проектной документации по подъему уровня Чебоксарского водохранилища сделали специалисты ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» (ИЦЭ Поволжья).


По словам генерального директора ИЦЭ Поволжья Александра Ремезенцева, стоимость строительства низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорогой, составляет 80 млрд руб. в ценах 2012 года без учета обустройства Чебоксарского водохранилища под существующую отметку 63 м. «Это будет еще одно сложное гидротехническое сооружение и дополнительный шлюз для судов. Плотина поможет в решении проблемы судового хода лишь на небольшой период времени. Расчеты и моделирование показывают, что через 15-20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км вновь обмелеет, а дноуглубительные работы не будут давать серьезного эффекта - таким образом, мы фактически вернемся к сегодняшней ситуации», - отмечает генпроектировщик. Ожидая специальных попусков из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины. Сейчас на участке Городец - Нижний Новгород навигация возможна лишь 3-4 часа в сутки.


При отметке 68,0 м, как подчеркивают проектировщики, данная проблема решается надежно, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода и Российская Федерация сможет выполнить свои международные обязательства - предоставить судам водный транспортный коридор из Северной Европы через Волгу в Черное и Средиземное моря.


В свое время нижегородские экологи неоднократно заявляли о том, что «строительство низконапорной плотины - временное решение проблемы судоходства». По словам координатора движения "Поможем реке" Елены Колпаковой, поднятие уровня воды (при строительстве низконапорного гидроузла) будет способствовать почвенной эрозии берегов, которые со временем начнут обрушаться в Волгу. Река "сядет", а это опять приведет к необходимости строить новую плотину. Поэтому этот путь дорог и неразумен. Об этом свидетельствует и отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы 2004 года. До Главгосэкспертизы проект так и не был доведен.


Кроме того, строительство низконапорного гидроузла не решает комплекс проблем, накопившихся за десятилетия эксплуатации Чебоксарского водохранилища на непроектной отметке. Нерешенными останутся вопросы экологии (доля мелководий превышает допустимые нормативы в полтора раза - 31,5 % вместо (проектных) нормативных 20%, качество воды продолжает ухудшаться), водорегулирования (отсутствует дополнительная возможность для минимизации рисков в период половодья, паводков и стока Волжского бассейна, в том числе для обводнения Волго-Ахтубинской поймы), а также энергетики (средняя в течение года рабочая мощность Чебоксарской ГЭС составляет 450 МВт, вместо проектных 1404 МВт).

Проект низконапорного гидроузла предусматривает строительство автодорожного перехода по телу плотины, что в современных условиях представляется сомнительным исходя из соображений антитеррористической безопасности. Госэкспертиза исключила автодорожный переход из проекта аналогичного по конструкции Красногорского гидроузла на р.Иртыш.


Еще один момент, на котором акцентируют внимание специалисты ИЦЭ Поволжья, - при строительстве низконапорной плотины уровень воды в районе Балахны круглогодично будет держаться на тех же отметках, что и при подъеме Чебоксарского водохранилища до НПУ 68,0 метров. Соответственно, нижегородские власти или сознательно завышают стоимость ущерба в 330 млрд рублей, ожидаемого от достройки Чебоксарской ГЭС, или готовы с ним согласиться  в случае выбора лоббируемого проекта - строительства плотины в районе Большое Козино.


Строительство Чебоксарской ГЭС и создание водохранилища было связано прежде всего с созданием Единой глубоководной системы. В соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 года водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации отнесены к наивысшему классу водных путей. Их протяженность - 6,5 тыс. км. В настоящее время основным проблемным местом является 54-километровый участок от г.Нижний Новгород до Городецких шлюзов, где гарантированная глубина на судовом ходу составляет 2,3 м вместо 4 м.





Информация в данном пресс-релизе может содержать оценочные или предполагаемые показатели или другие опережающие заявления, относящиеся к будущим событиям или будущей хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «РусГидро» и/или ее дочерних и зависимых компаний.  Некоторые заявления носят исключительно оценочный или прогнозный характер, и действительные события или результаты могут существенно от них отличаться.  ОАО «РусГидро» не берет на себя обязательств пересматривать эти заявления с целью соотнесения их с реальными событиями и обстоятельствами, которые могут возникнуть после даты настоящего сообщения, а также отражать события, появление которых в настоящий момент разумно не ожидается.
АКЦИИ / АДР РУСГИДРО   
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok